Обобщенный опыт работы опорной методической площадки
в ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодёжи»
об опорной методической площадке в учреждении дополнительного образования детей и молодежи
ПЛАН
работы опорной методической площадки ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодёжи»
на 2022/2023 учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Дата проведения |
Ответственные |
1. |
Интерактив «Помним о достижениях предков, мечтаем о счастливом будущем нашей страны и строим его». |
Сентябрь 2022- март 2023 |
Слуцкая М.В. Финогенова А.В. Буйновская С.С. Петросян Н.А. Шинкель Е.И. |
2. |
Районный Саммит лидеров детских и молодежных общественных объединений, школьных систем самоуправления Ассоциации «СОДРУЖЕСТВО». |
Сентябрь 2022 |
Слуцкая М.В., Финогенова А.В. Петросян Н.А. Буйновская С.С. Шинкель Е.И. |
3. |
Участие в международной конференции «Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: формирование у воспитанников личностных качеств гражданина и патриота, социально значимого и ответственного поведения на благо своей страны». |
5 сентября 2022 |
Буйновская С.С. |
4. |
Реализация районного проекта «Помним! Гордимся! Наследуем!» |
Сентябрь 2022- декабрь 2022 |
Слуцкая М.В. Петросян Н.А. Буйновская С.С. |
5. |
Реализация районного проекта «Один на один с интернетом: культура и безопасность» |
Сентябрь 2022- апрель 2023 |
Слуцкая М.В. Петросян Н.А. Буйновская С.С. Шинкель Е.И. |
6. |
Разработка программы по развитию коммуникативной компетентности обучающихся «Искусство общения: я и мир вокруг меня!» |
Сентябрь 2022 |
Финогенова А.В. |
7. |
Деятельность волонтёров-инструкторов равного обучения посредством проведения тренингов, акций, флешмобов по формированию у учащихся навыков конструктивного общения с окружающими. |
Октябрь 2022 – май 2023 |
Буйновская С.С. |
8. |
Организация экскурсий по местам героического прошлого «Детский автопоезд». |
Июнь-сентябрь 2022 |
Буйновская С.С. |
9. |
Участие в областном этапе республиканского смотра-конкурса «Сделаем лето ярче». |
Сентябрь-октябрь 2022 |
Буйновская С.С. |
10. |
Реализация программы по развитию коммуникативной компетентности обучающихся «Искусство общения: я и мир вокруг меня!» |
Октябрь 2022-апрель 2023 |
Финогенова А.В. |
11. |
Общественно активная школа «Территория лидерства»: акция совместно с социально – благотворительным учреждением «Центр Пора»: «Наши сердца – детям!». |
Октябрь 2022 |
Бразинская М.Р. |
12. |
Дискуссионная площадка: «Молодежный парламентаризм – важная составляющая государственной политики» |
Октябрь 2022 |
Бразинская М.Р. |
13. |
Коучинговая площадка для педагогов-новаторов: «Развивающая деловая игра как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями» |
Ноябрь 2022 |
Финогенова А.В. Буйновская С.С. |
14. |
Молодежная площадка «proЗдоровье» с участием студентов Гродненского государственного университета им.Я.Купалы: интерактив «ProДВИЖЕНИЕ» |
Ноябрь 2022 |
Финогенова А.В. Лапковская Е.Н., доцент кафедры педагогического факультета ГрГУ им. Я.Купалы |
15. |
Онлайн – университет для родителей: «Развитие коммуникативных способностей школьников» |
Декабрь 2022 |
Финогенова А.В. Петросян Н.А. |
16. |
Коучинговая площадка для педагогов-новаторов: «Формируем будущее вместе: модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся средствами партнерского взаимодействии с детскими, молодежными общественными объединениями» |
Февраль 2023 |
Финогенова А.В. Буйновская С.С. |
17. |
Онлайн – университет для родителей: «Воспитание культуры речи школьников в семье» |
Февраль 2023 |
Финогенова А.В. Петросян Н.А. |
18. |
Общественно активная школа «Территория лидерства»: интерактив «Патриотический май» с участием детских и молодежных общественных объединений |
Май 2023 |
Финогенова А.В. |
19. |
Открытый диалог с учащимися : «Сильный регион – основа процветающего государства: Гродненский регион – на карте республики» |
Февраль 2023 |
Финогенова А.В. |
20. |
Проведение опроса по определению критериев и показателей успешности инновационной деятельности каждого педагога. |
Март 2023 |
Финогенова А.В. |
21. |
Молодежная площадка «proЗдоровье» с участием студентов Гродненского государственного университета им.Я.Купалы. Интерактив «Положительный образ «Я» и моя самооценка» (развитие социальных установок, умений и опыта межличностного общения, устранения неэффектного психологического напряжения). |
Март 2023 |
Финогенова А.В. Лапковская Е.Н., доцент кафедры педагогического факультета ГрГУ им. Я.Купалы |
«PR-технологии – в системе гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи».
В государственном учреждении образования «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи» в 2022 году реализуется краткосрочный творческий проект «PR-технологии – в системе гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи». Главная идея проекта: воспитание у учащихся нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа и чувства благодарности защитникам Беларуси. Развитие уважения к истории своего Отечества, его традициям и людям, создающим их. Актуализация мотивации молодежи на личную ответственность за сохранение исторической памяти и построение собственного жизненного пути.
Среди современных образовательных технологий (проектная, исследовательская деятельность и др.), способствующих реализации данной идеи, особое место занимают технологии установления связей субъекта с общественностью, или PR-технологии. По мнению психологов, коммуникативное мастерство, коммуникативная культура и личное обаяние субъекта, которые формируются в процессе использования PR-технологий, оказывают наибольшее влияние на социализацию учащихся, формирование у них гражданско-патриотических качеств. Ученые считают, что коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, она обеспечивает успешную социализацию детей и подростков, их адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни (Г.К. Селевко, Н.В. Кузьмина, А.В. Мудрик). Таким образом, от коммуникативной культуры человека во многом зависит успешность его деятельности в личной, общественной и профессиональной среде. А самый быстрый, удобный, актуальный способ применения этих знаний на практике, – межличностное общение.
Такую возможность представляют PR-технологии.
PR – это искусство достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на правде и информированности.
PR – это организация событийных мероприятий, которые интересны и организующим их, и общественности.
Учреждения образования являются моделью общества, и в них, как в любом сообществе, есть общие интересы педагогов, обучающихся, их родителей и внутренние потребности, которые реализуются в совместном обсуждении актуальных вопросов современности.
Одной из PR-технологий, доказавшей свою эффективность, стала технология Ретровзгляд «Память поколений – достояние будущего». Проект был представлен на областной конкурс и занял первое место. Автор проекта – заведующий отделом ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи» А.В.Финогенова.
Мероприятия, включенные в Ретровзгляд, способствовали повышению культуры общения и взаимопонимания, благодаря включению учащихся в общее дело, направленное на сохранение исторической памяти. Учащимся была предоставлена возможность получения практического опыта социализации через участие в совместной деятельности. Осуществлялось обогащение единого воспитательного пространства, направленного на патриотическое воспитание учащихся.
Обобщенный опыт работы опорной методической площадки
20 мая 2022
Инновационная область: «Создание системы управления развитием дополнительного образования детей и молодежи на уровне региона: опыт и результаты».
А. Целевое назначение.
Расширение сети партнерских контактов с государственными учреждениями, детскими и молодежными общественными объединениями как важного фактора развития системы управления дополнительным образованием детей и молодежи.
Б.В. Деятельность ОМП. Направления, эффективные формы и примеры взаимодействия
Система управления развитием дополнительного образования детей и молодежи в Гродненском районе основана на интеграции ресурсов центра творчества детей и молодежи, учреждений общего среднего образования, социальных партнеров, детских, молодежных общественных объединений.
Созданная модель взаимодействия стала основой для разработки и реализации педагогическим коллективом Гродненского районного центра творчества детей и молодежи инновационного проекта республиканского уровня «Внедрение модели формирования социальной успешности учащихся учреждений общего среднего образования». Главная идея проекта заключалась в формировании социальной успешности учащихся через развитие ученического самоуправления. Акцент делался на создании учащимся специально организованных условий для самовыражения с учетом особенностей времени и социокультурной ситуации, местных гарантий и желаний самих учащихся. Актуальными стали новые подходы к организации деятельности детско-взрослого сообщества по формированию у учащихся адекватной самооценки, коммуникабельности, потребности в успехе и самосовершенствовании, готовности выступать лидером в условиях конкуренции.
Формирование социальной успешности учащихся через развитие ученического самоуправления осуществлялась с использованием специальных технологий.
Технология коммуникативного сотрудничества. Она позволила сформировать у учащихся опыт коммуникативного сотрудничества, составить собственную модель общения.
Технология эффективного принятия решения способствовала формированию опыта работы в группе, навыков и умений принятия решений в модельных ситуациях.
Технология рефлексивного поведения помогла сформировать у учащихся умения и навыки адекватной самооценки, ценностных ориентаций, темперамента, интеллектуального потенциала, мотивации, коммуникативных навыков.
Технология конкурентоспособного поведения позволила осознать уровень своей социальной успешности в настоящем и пути развития в будущем.
С целью эффективной работы по формированию социальной успешности учащихся значительное внимание уделялось повышению личностных и профессиональных компетенций педагогов. Было обеспечено интегративное взаимодействие педагогов дополнительного образования детей и молодежи и учителей школ – участников проекта.
Расширилось эффективное партнерство с родителями. Для них работает онлайн – университет.
Для учащихся были разработаны образовательная «Программа формирования социальной успешности» и практико- ориентированная программа «Диалоги об успешности», в реализации которых принимали участие преподаватели и студенты Гродненского государственного университета им. Я.Купалы, педагоги-психологи, классные руководители учреждений общего среднего образования и педагоги дополнительного образования.
В летний период партнерами центра творчества детей и молодежи являются детские оздоровительные лагеря. Проект лагерной смены для старшеклассников «Достояние Гродненского района» реализован в оздоровительном лагере «Сузорье» Гродненского района с круглосуточным пребыванием детей. По инициативе районного центра творчества детей и молодежи и при поддержке Гродненского районного исполнительного комитета путевки для учащихся оплатили предприятия и организации, где работают их родители. Следовательно, проект не требовал дополнительных бюджетных средств и расходов родителей, что, в свою очередь, способствовало беспрепятственному комплектованию смены учащимися, на которых ориентирована программа.
К Году малой родины был приурочен проект лагерной смены «PROрегион». Проект был направлен на воспитание гражданина Республики Беларусь, патриота своей малой родины, знающего и любящего свой район, город, деревню, почитающего его традиции, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании Гродненского района. Реализован в оздоровительном лагере «Сузорье». Главная идея Проекта – организация исследовательской деятельности на тему «Гродненский район: малая родина с большой историей». Исследовательская работа учащихся была организована по направлениям:
- Гродненский район – исторический;
- Гродненский район – героический;
- Гродненский район – самобытный;
- Гродненский район – молодежный.
Проект не требовал дополнительных финансовых затрат, так как спонсорами его выступили отдел идеологической работы и по делам молодежи Гродненского райисполкома, Гродненский районный комитет ОО «БРСМ», Гродненский районный центр творчества детей и молодежи.
Новизна проекта заключалась в том, что по правилам сюжетно – ролевой игры участники смены являлись членами экспедиции, что позволило им путем самостоятельного исследования открыть для себя малоизвестные и новые страницы малой родины через судьбы своих земляков, их традиции, культуру регионов Гродненского района, реализацию проектов своих сверстников.
Вместо отрядов были организованы коннект - сообщества «Tra-Well (хорошее путешествие), «Bon voyage» (приятное путешествие), «Барсы» (быстрые, активные, решительные, смелые), «Меркурий» (главный Бог - покровитель путешественников). В процессе путешествия коннект – сообщества вели Полевой дневник, а главным их событием стали PR – репортажи: «Я ў глыбіню вякоў з хваляваннем гляджу», «Гродненский район: репортаж из сорок первого», «Возвращение к истокам».
С 2020 года центр творчества совместно с учреждениями общего среднего образования реализует инновационный проект республиканского уровня «Внедрение модели формирования коммуникативной компетентности учащихся в системе взаимодействия учреждения образования с детскими, молодежными общественными объединениями». Для успешной реализации проекта нами сформирована социально-воспитательная среда как перспективный ресурс формирования коммуникативной компетентности обучающихся. В основе взаимодействия центра творчества с учреждениями общего среднего образования, детскими и молодежными общественными объединениями лежат две модели. Первая модель основывается на равноправном партнерстве центра творчества, школы как государственных образовательных учреждений и детских, молодежных общественных объединений как организаций, имеющих собственную программу развития. Как субъекты партнерства, мы совместно разрабатываем программы и проекты, обогащаем содержание воспитания. Такое партнерство характеризуется динамизмом, демократизмом, автономностью общественных объединений. Как следствие, совместно с Гродненским районным Комитетом ОО «БРСМ» ежегодно проводятся акции «Сад надежды» (посадка деревьев), «Новая жизнь в обмен на крышечки», «Час земли», «Энерго – Бум», «Неделя леса», «Чистый лес». Комитет ОО «БРСМ» также выделяет денежные средства на поощрение победителей районных конкурсов.
Шире используется нами вторая модель. Суть ее заключается в том, что отношения учреждений общего среднего, дополнительного образования и детских, молодежных общественных структур формируются как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической. Общественные объединения здесь выступают компонентом воспитательной системы и находятся в тесной взаимосвязи с ее другими структурами. Взаимодействие субъектов осуществляется на уровне «класс – объединение», «управление и самоуправление». В такой модели куратором детских и молодежных общественных объединений является центр творчества детей и молодежи.
И одна и другая модель взаимодействия играют значимую роль в воспитании гражданской и нравственной позиции учащихся, формировании их коммуникативной компетентности.
Так, в течение двух лет мы совместно реализовали четыре районных проекта. Например, в проекте «Объединенные улицы» (г. Скидель) участвовали три школы, центр работы с детьми и молодежью по месту жительства, Скидельский горисполком и Скидельский городской комитет ОО «БРСМ». Вся практическая деятельность в рамках проекта была направлена на формирование активной гражданской позиции и коммуникативной культуры детей и молодежи.
С января 2022 года центр творчества разработал районный проект «Помним! Гордимся! Наследуем!», приуроченный к Году исторической памяти, который объединил все детские и молодежные общественные объединения района и школы.
Ярким примером взаимодействия является ассоциация школьных систем самоуправления «СОДРУЖЕСТВО», созданная центром творчества детей и молодежи, участниками которой являются все детские и молодежные общественные объединения. На ежегодном районном саммите ассоциации в качестве делегатов присутствуют лидеры школьных систем самоуправления, заместители директора по воспитательной работе учреждений общего среднего образования, представители Гродненского районного исполнительного комитета, Совета депутатов, Гродненского районного Совета ОО «БРПО», Гродненского районного Комитета ОО «БРСМ». Все мероприятия во время саммита проходят в форме диалога с руководством райисполкома, личных презентаций лидеров – учащихся, выступлений с программами общественных объединений, творческих представлений. Участниками саммита в 2021 году были начальник главного управления образования Гродненского облисполкома, председатель областного Совета депутатов.
Такие мероприятия создают социально – культурную среду, которая формирует высокие патриотические чувства, духовно-нравственную культуру, социальную активность, высокий уровень коммуникативной компетентности, подразумевающей способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Хорошим объединяющим фактором являются районные акции, организованные центром творчества детей и молодежи при поддержке учреждений общего среднего образования. В этом году они приобрели новое звучание. Все волонтерские отряды (186 учащихся) стали участниками акции «Золотая ленточка», которая была направлена на привлечение внимания к проблемам детской онкологии. Пионерские дружины школ стали участниками районной акции пионерских дел «Февраль памяти».
Формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации, адаптации и самореализации личности обеспечивает сотрудничество центра творчества, школ, общественных объединений «Школьное лесничество» с Индурским и Скидельским лесничествами. В 2021 году они объединились в Лесную академию, что стало новой ступенью интеграции.
Г. Результативность реализации модели.
Созданная нами социально - воспитательная среда получила дальнейшее развитие и является для нас пространством памяти, культуры и творчества для обучения и воспитания обучающихся. Это есть результат деятельности, причем не только созидательной, но и, что особенно важно, интегрирующей. Механизмом организации его является «со – бытие» детей и взрослых. В рамках событийной концепции происходят положительные изменения во внутреннем мире обучающихся, их мыслях и чувствах, в действиях и поступках. В перечисленных творческих практиках внимание сфокусировано на личностное и социально-нравственное развитие обучающихся, на формирование их коммуникативной компетентности, воспитание гражданской позиции, нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, навыков сотрудничества. Деятельность учащихся организована на основе их собственных интересов и потребностей, в которой каждый может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Расширение сети партнерских контактов с государственными учреждениями, детскими и молодежными общественными объединениями стало важным фактором развития системы управления дополнительным образованием детей и молодежи. Об этом свидетельствует Диплом первой степени Министерства образования Республики Беларусь Гродненскому районному центру творчества детей и молодежи «За выніковую работу па забеспячэнні якасці дадатковай адукацыі дзяцей і моладзі».
Опыт работы описан в сборниках «Воспитание патриотизма: от истоков – к созиданию», «Восхождение к успеху: опыт построения эффективной модели формирования социальной успешности учащихся». Сборники были представлены на Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи, удостоены Диплома Министерства образования первой степени.
Опыт демонстрировался на международных конференциях:
«Возможности учреждения дополнительного образования детей и молодежи в гражданско – патриотическом и культурно – оздоровительном воспитании младших школьников», «Об ориентирах, смыслах и задачах воспитания», «Финансовая грамотность обучающихся: эффективная практика формирования и развития», «Человек в пространстве ценностей: реалии в мире и образовании», « Стратегия воспитания: педагогическая реальность XXI века».
Статьи заведующего отделом «Ресурсы творчества в дополнительном образовании детей и молодежи Гродненского района» и «Человек в пространстве ценностей: реалии в мире и образовании» опубликованы в Международном вестнике науки и образования № 1 2022 года.
Изучая мнение учащихся о роли созданной центром творчества детей и молодежи дополнительного образования социально-воспитательной среды, использования эффективных практик в их обучении и воспитании получены следующие результаты:
- определили свои интересы и способности, уровень развития своего собственного внутреннего потенциала для социальной успешности - 76,3 %;
- научились адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с требованиями предполагаемой профессии и времени – 78,8 %;
- сформировали установку на преодоление трудностей – 74,8 %;
- готовы выдвигать инициативы и реализовывать их – 81%;
- освоили технологии коммуникативного сотрудничества и эффективного принятия решений – 83,4 %;
- выразили готовность к построению собственной жизни в соответствующих экономических и социокультурных условиях – 76,3 %;
- готовы к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию – 71,2 %;
- сформировали мотивацию к социальной успешности – 76%.
19 мая 2022
Заведующий отделом А.В. Финогенова
ПРОГРАММА
X Саммита Ассоциации школьных систем самоуправления
«СОДРУЖЕСТВО»
16 сентября 2021
Место проведения: Гродненский районный исполнительный комитет. Оздоровительный лагерь «Сузорье»
Тема: «Беларусь едина»
Тайминг дня
9.00 - 9.50 Прибытие делегатов саммита в Гродненский
районный исполнительный комитет, регистрация
10.00- 11.30 Интерактивная проектная сессия
1. Открытие саммита. Приветственное слово к гостями участникам Саммита Татьяна Михайловна Аксамит, начальник управления образования Гродненского райисполкома
2. Диалог молодежи с представителями государственной власти и общественности:
Активная гражданская позиция молодежи – залог будущего Республики Беларусь
Игорь Георгиевич Жук,
председатель Гродненского
областного Совета депутатов
Гродненская область – территория возможностей для молодежи
Руслан Юрьевич Абрамчик, начальник
главного управления образования
Гродненского облисполкома
Перспективы развития Гродненского района: новые ориентиры
Игорь Владимирович Лебецкий,
председатель Гродненского районного
Совета депутатов
Жить в мире и согласии: одна мечта на всех
Виктор Александрович Белазорович,
Декан факультета истории,
коммуникаций и туризма, кандидат
исторических наук, доцент Гродненского
государственного университета им.
Я.Купалы
Час вопросов «Молодежь Гродненского района
интересуется…»
11.30-12.30 – трансфер в ДОЛ «Сузорье»
12.30 – 13.30 - обед
13.30 – 13.45 - Флэш - моб «Молодая Беларусь»
13-45- 16.30 Панорама статус – стратегии «Лидер XXI века:
Личность. Патриот. Гражданин»
13.30 - 14.00 Страницы истории: видеоролик о прошедших
саммитах
14. 00 - 14.30 Презентация молодежных инициатив
14.30 - 15.30 Тренинг коммуникативной компетентности
15.30 – 16.00 Посадка «Аллеи мира и единства»
16.00 – 16.30 Работа участников саммита над общим панно
«Жить в мире и согласии - наша мечта»
16.30 – 18.00 Закрытие саммита
Активности у костра «Саммит собирает друзей»
ПЛАН
государственного учреждения образования «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи»
сетевой организации деятельности субъектов методического кластера по формированию инновационной образовательной среды в регионе на 2021 год
Инновационная область государственного учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» |
Инновационная область государственного учреждения образования «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи» |
|||
Внедрение модели сетевой организация деятельности субъектов республиканского методического кластера как условие формирования инновационной образовательной среды дополнительного образования детей и молодежи |
Внедрение модели формирования и развития у обучающихся коммуникативной компетентности во взаимодействии с детскими, молодежными общественными объединениями |
|||
№п/п |
Мероприятия, формат проведения |
Сроки |
Ответственные |
Субъекты сетевого взаимодействия |
1. |
Расширение сети партнерских контактов с государственными учреждениями, детскими и молодежными общественными объединениями в рамках реализации инновационной деятельности |
Январь 2021 |
Слуцкая М.В. Финогенова А.В. |
Гродненский государственный университет им.Янки Купалы Гродненский районный комитет общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» Гродненский районный Совет общественного объединения «Районная пионерская организация» Учреждения общего среднего образования Гродненского района |
Общественно активная школа «Территория лидерства»: тренинг коммуникативных умений «Мои достоинства» |
Февраль 2021 |
Каленик И.И. Кучук А.В. Сегень В.И. |
Гродненский государственный университет им. Янки Купалы |
|
2. 3. |
Онлайн - университет для родителей: «Роль семьи в формировании конкурентоспособной личности ребенка» |
Февраль 2021 |
Финогенова А.В. Кучук А.В. |
Учреждения общего среднего образования Родительская общественность Гродненского района |
«Коучинговая площадка». Кейс «Как приобщить учащихся и родителей к участию в инновационном проекте с наибольшей эффективностью для всех?» |
Март 2021 |
Финогенова А.В. |
Учреждения общего среднего образования Родительская общественность Гродненского района |
|
«Коучинговая площадка». Тренинг: «Приоритетные направления взаимодействия с детскими и молодежными объединениями по формированию и развитию у обучающихся коммуникативной компетентности» |
Апрель 2021 |
Каленик И.И. Кучук А.В. Сегень В.И. |
Учреждения общего среднего образования Гродненский районный комитет общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» Гродненский районный Совет общественного объединения «Районная пионерская организация» |
|
Общественно активная школа «Территория лидерства»: тренинг коммуникативных умений «Мои достоинства» |
Февраль 2021 |
Каленик И.И. Кучук А.В. Сегень В.И. |
Гродненский государственный университет им.Янки Купалы |
|
Молодежная площадка «proЗдоровье» с участием студентов Гродненского государственного университета им.Я.Купалы |
Февраль 2021 |
Каленик И.И. Кучук А.В. Сегень В.И. |
Гродненский государственный университет им.Янки Купалы |
|
Районный Саммит лидеров детских и молодежных общественных объединений, школьных систем самоуправления Ассоциации «СОДРУЖЕСТВО» |
Сентябрь 2021 |
Финогенова А.В. Каленик И.И.. Кучук А.В. Сегень В.И. |
Главное управление образования Гродненского облисполкома Гродненский областной Совет депутатов Гродненский районный исполнительный комитет Гродненский районный Совет депутатов |
|
Коучинговая площадка для педагогов-инноваторов «Коммуникативная компетентность педагога: эффективное общение» |
Ноябрь 2021 |
Финогенова А.В. Буйновская С.С. |
Учреждения общего среднего образования |
|
Онлайн -университет для родителей «Как общаться с ребенком». |
Октябрь 2021 |
Финогенова А.В. |
Родительская общественность Гродненского района |
|
Молодежная площадка «proЗдоровье» с участием студентов Гродненского государственного университета им.Я.Купалы. Тренинг коммуникативного общения для обучающихся |
Ноябрь 2021 |
Сегень В.И. Лапковская Е.Н., доцент кафедры педагогического факультета ГрГУ им. Я.Купалы |
Гродненский государственный университет им. Янки Купалы |
|
Подготовка тьютеров –студентов ГрГУ им. Я. Купалы для работы воспитателями в детском оздоровительном лагере «Сузорье» |
Апрель-май 2021 |
Сегень В.И. |
Гродненский государственный университет им. Янки Купалы Детский оздоровительный лагерь «Сузорье» |
|
Интеллектуальный марафон для педагогов дополнительного образования интеллектуального профиля: «Интеллектуальное движение в новом формате: формы и пути осуществления» |
Февраль 2021 |
Писанко Е.М. |
Учреждения общего среднего образования |
|
Научно - исследовательская площадка для педагогов дополнительного образования |
В течение года |
Писанко Е.М. |
Гродненский государственный университет им. Янки Купалы Гродненский государственный аграрный университет |
|
Научно-практическая открытая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся» |
Февраль 2021 |
Тыщенко Е.И. |
Гродненский государственный университет им. Янки Купалы Гродненский областной центр туризма и краеведения |
|
Районный онлайн семинар-практикум в форме презентационной площадки по теме «Народные музеи – пространство идей: проекты, технологии, практики» (ГУО «Путришковская СШ», ГУО «Лойковская СШ») |
Сентябрь 2021 |
Тыщенко Е.И. |
Учреждения общего среднего образования |
|
Онлайн - школа педагогического мастерства «Организатор детского движения» |
Февраль, сентябрь 2021 |
Каленик И.И., Кучук А.В., Сегень В.И. |
Гродненский районный Совет общественного объединения «Районная пионерская организация» |
|
Кейс-стади «Актуальные направления использования современных образовательных технологий в работе детских и молодежных общественных объединений» |
Ноябрь 2021 |
Каленик И.И., Сегень В.И. |
Учреждения общего среднего образования |
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Республиканская НПК – онлайн –
конференция
Финогенова А.В., и.о. директора ГУО
«Гродненский районный центр творчества
детей и молодежи»
24.10.2019
В соответствии с темой опорной методической площадки нами реализуется кластерный подход в организации образовательной среды центра творчества детей и молодежи.
Кластерный подход обеспечил:
– концентрацию управленческих усилий центра творчества, учреждений общего среднего образования, Гродненского районного исполнительного комитета, предприятий Гродненского района, направленных на создание и развитие образовательного пространства;
– распределение функциональных задач между различными элементами кластера, связанными между собой единой задачей, позволило выявить «проблемные поля», как в содержательном, так и организационном решении вопросов и соответственно найти оптимальные алгоритмы для обеспечения дополнительного образования детей и молодежи, формирования у них активной гражданской позиции, патриотических и нравственных качеств;
– кластерный подход позволил опереться на синергетический эффект, т. е. каждая школа, социальные партнеры отрабатывали свою часть общей задачи, решали ее исходя из своего места в функциональной системе,
тем самым способствовали внедрению новых подходов в систему дополнительного образования.
Включение в кластер социума и его конкретных институтов позволило создать дополнительные взаимоотношения между учреждениями общего среднего, дополнительного образования и родителями, учреждениями культуры, жителями микрорайонов.
Так нам удалось реализовать шесть районных проектов. Последний – «Объединенные улицы», в котором участвовали жители г. Скиделя, три школы, профессионально-технический лицей, центр работы с детьми и молодежью по месту жительства, учреждения культуры, Скидельский горисполком.
Проект способствовал укреплению связи поколений, межличностных взаимоотношений, восполнился дефицит общения. Он явился многоуровневой формой интеграции в рамках кластерного подхода.
Основная идея проекта – объединение усилий гражданского сообщества в воспитании гражданской и нравственной позиции учащихся, организации досуга детей и молодежи.
Ярким примером является районный Саммит Ассоциации школьных систем самоуправления «СОДРУЖЕСТВО». Участниками его, кроме учащихся, являются заместители директора по воспитательной работе всех школ района, ответственные работники райисполкома в зависимости от темы Саммита, председатель районного Совета депутатов, представители общественности. Такое представительство повышает статус Саммита среди школьников, педагогов, родителей и общественности. Он способствует не на словах, а на деле гражданскому становлению личности, формирует высокие патриотические чувства не только к малой родине, но и к стране в целом.
Объединение в кластер на основе вертикальной интеграции формирует положительный имидж центра не только в системе образования, но и законодательной и исполнительной власти, среди предприятий и организаций района.
Об этом, к примеру, свидетельствует то, что в рамках проекта «Достояние Гродненского района», который был реализован на базе оздоровительного лагеря «Сузорье», путевки учащимся – участникам проекта полностью оплатили предприятия, где работали родители этих учащихся.
Кластерный подход играет важную роль в повышении успешности не только педагогического коллектива, но и отдельных педагогов. Например, два работника центра творчества детей и молодежи были удостоены премии райисполкома в номинации «Лучший организатор воспитательной работы».
Грамотами райисполкома и облисполкома, районного и областного Совета депутатов, Министерства образования ежегодно награждаются специалисты центра.
Гродненский районный исполнительный комитет оплачивает выезд педагогов с творческими коллективами на республиканские и международные фестивали и конкурсы. Ежегодно делегации учащихся выезжают в Республику Польша и Российскую Федерацию в оздоровительные лагеря.
Ещё один параметр оценки кластерного подхода - социальная результативность. Она определяется следующими показателями:
- в центре появились новые направления в дополнительном образовании: сначала это были объединения по робототехнике для младших школьников, теперь это уже «Роболаб» - целое объединение педагогов, работающих в данном направлении с учащимися разных возрастов;
- тесное сотрудничество с лесхозами определяет профессию многих школьников, позволяет им получить премию Президента для талантливой молодежи;
- увеличение разработанных и реализованных педагогами инициативных социальных проектов, рост количества учащихся - участников и призёров конкурсов различных уровней.
Наш вывод:
- понимание сути и практическая реализация кластерного подхода создают необходимые предпосылки для поиска новых ресурсов и возможностей развития системы дополнительного образования, повышения его качества и конкурентоспособности;
- в современных условиях одним из инновационных подходов в управлении учреждением дополнительного образования детей и молодежи, позволяющий эффективно использовать имеющиеся ресурсы и успешно противостоять негативным внешним и внутренним факторам, является кластерный подход как управленческий ресурс.
Анализ деятельности опорной методической площадки
ГУО «Гродненский районный цента творчества детей и молодежи»
в 2019 году
<sup>Финогенова А.В., исполняющий обязанности директора </sup><sup>ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи»</sup>
Одним из перспективных источников инноваций в 2019 году стало дальнейшее развитие социального партнерства и реализация совместных проектов с другими учреждениями. Это позволило привлечь дополнительные ресурсы для повышения качества образовательного процесса. Одним из таких проектов стал районный проект девятидневной профильной смены летнего оздоровления лагеря «Достояние Гродненского района». Программа не требовала дополнительных бюджетных средств и расходов родителей. По инициативе районного центра творчества детей и молодежи, путевки для учащихся оплатили предприятия и организации, где работают их родители. Это свидетельствует о сформированном положительном имидже центра и активной поддержке инновационных процессов партнерами.
Результатом работы педагогического коллектива в инновационном режиме стало появление новых инициатив. Важнейшей стала практика проведения совместных с Гродненским районным Советом депутатов и молодежным парламентом семинаров. Последний был посвящен вопросам развития научно – исследовательской деятельности учащихся. Обсуждение актуальных вопросов развития Гродненского района и роли в этом молодежи показало высокую эффективность такой формы работы и взаимную заинтересованность.
Следующим направлением было развитие межрегиональных и международных проектов как средства повышения открытости дополнительного образования. Реализован проект обмена делегациями учащихся из Республики Польша, Российской Федерации и центра творчества для оздоровления в оздоровительных лагерях. Делегация из Российской Федерации принимала участие в районном Саммите школьных систем самоуправления, делегация центра творчества – в международном фестивале спорта и искусства в Московской области. Разработан международный проект трансграничного сотрудничества с участием Республики Польша, Украины, и центра творчества «Экологическое образование и экотуризм без границ».
Свою эффективность доказали следующее методы работы с педагогическим коллективом: методы формирования эффективно работающих творческих групп, эффективной системы коммуникаций; мотивации; создания условий для профессионального роста членов педагогического коллектива; сетевое взаимодействие.
Мы продолжали работать над формированием у педагогических работников повышенной мотивации к участию в инновационных проектах. Решению данной задачи способствовали современные формы работы с педагогическими кадрами: интерактивный семинар с использованием коучинговой игровой платформы, практический кейс – стади, час коллективного творчества, мастер – класс, тренинг делового общения, научно - исследовательская площадка, вебинар, педагогический диалог, ярмарка педагогических идей, творческие отчеты педагогов. Как итог, издан сборник «Воспитание патриотизма: от истоков – к созиданию», который был представлен на Республиканскую выставку методических материалов и передового педагогического опыта и получил первое место. Создан web-сайт «Туристическая карта Гродненского района», выпущен Краеведческий календарь «Мне дорог край, в котором я живу», издан сборник категорийных туристских маршрутов «Познай Родину – воспитай себя». Разработаны и реализуются пять проектов и программ, в том числе - районный проект «Бизнес – START», в рамках которого организовано экономическое просвещение учащихся и создаются ученические бизнес – компании. На высоком уровне прошел двухдневный Саммит школьных систем самоуправления с участием делегации из Российской Федерации. В работе Саммита приняли участие ответственные работники Гродненского райисполкома и Совета депутатов.
Понимая, что эффективность педагогических технологий управления инновационным процессом зависит от согласованных действий администрации, педагогов и родителей, представителей общественных организаций, центр творчества продолжает сетевое взаимодействие с партнерами. В инновационной деятельности педагогического коллектива важную роль играют Гродненский районный исполнительный комитет и районный Совет депутатов. Выделяются средства на укрепление материальной базы, командирование педагогов и учащихся в страны дальнего зарубежья и в Россию. Поддерживается инициатива центра творчества по корректировке штатного расписания в соответствии с развитием инновационных процессов.
Сложившаяся система интеграции дополнительного и общего среднего образования создала условия для формирования эффективно работающих творческих групп, которым делегируется часть полномочий в управлении инновациями. Широко используются материальные и технические ресурсы школ. К участию в инновационных процессах приглашаются не только талантливые педагоги, но и специалисты музыкальных школ и школ искусств, центров культуры и досуга, детских спортивных школ, что позволяет расширить образовательное пространство центра творчества детей и молодежи, активнее использовать инициативы.
Реализуется программа методической работы «Создание ситуации успеха для педагога – основа успешности образовательного процесса», которая обучение творчеству и инновационной деятельности педагогов связывает с созданием условий для их самореализации.
Повышению самооценки каждого члена коллектива способствует четкая позиция администрации по награждению сотрудников: руководитель образцового коллектива «Васілёчкі» в этом году получила премию председателя облисполкома. Почетные грамоты Министерства образования, председателя райисполкома, главного управления образования облисполкома, районного и областного Совета депутатов, управления образования райисполкома имеют 45 % работников центра.
Современные подходы к управлению инновационным развитием центра позволили педагогам повысить квалификационную категорию: высшую и первую имеют 71 педагог (2016 год – 29 человек). Увеличилось количество объединений по интересам с 226 до 279, охват учащихся дополнительным образованием вырос с 63% до 78, 6%. Количество педагогов, ориентированных на участие в инновационной деятельности учреждения, возросло с 14,2 % до 73,9 %; 4 педагога прошли переподготовку в Академии последипломного образования с целью овладения дополнительной специальностью. Количество инициатив, предложенных педагогами, увеличилось с 2 до 10; количество педагогов, демонстрирующих способность строить свою деятельность на основе инновационных процессов, - с 27 до 46.
Опыт педагогического коллектива транслировался на международных конференциях «Инновационная деятельность субъектов образования как фактор устойчивого развития региона», «Образование - Креатив – Инновации», в журнале «Выхаванне і дадатковая адукацыя», «Настаўніцкай газеце».
государственного учреждения образования «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи» о содержании, продвижении результатов инновационной деятельности в 2018 - 2019 учебном году
Ассоциации школьных систем самоуправления
Педагогические условия самореализации педагога в учреждении дополнительного образования детей и молодежи
<sup>Финогенова А.В., исполняющий обязанности директора </sup><sup>ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи»</sup>
Ведущей формой развития и формирования творческого потенциала детей и подростков являются учреждения дополнительного образования. Сегодня мы констатируем, что система подготовки кадров для таких учреждений является недостаточной. Такое положение дел обусловлено их спецификой: вариативностью, многопрофильностью, ориентацией на принципы добровольности вхождения ребенка в образовательный процесс, использованием индивидуальных образовательных программ, особенностями кадрового состава, включающего специалистов, пришедших из других ведомств и систем (художников, спортсменов, музыкантов и др.), которые не имеют специального педагогического и психологического образования. Поэтому важной задачей администрации и методической службы центра творчества детей и молодежи считаем обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста педагогов дополнительного образования и их самореализации.
Под самореализацией мы понимаем процесс, направленный на осознание, выявление и проявление педагогом своих индивидуальных и профессиональных возможностей, осуществление им своих планов, обеспечивающих достижение наивысших результатов в профессиональной деятельности и утверждение себя не только как личности, но и как профессионала.
И.С. Кон считает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. Причем труд в самом широком смысле слова включает всякую предметную деятельность, в том числе и профессиональную, а общение - все межличностные отношения, любовь, эмоциональные привязанности, семейные, родительские, дружеские и иные чувства [1].
Е.С. Мичурина полагает, что самореализация педагога представляется как творческий поиск: от видения и постановки проблемы к выдвижению предложений, гипотез, их проверке, познавательной рефлексии, что в целом обеспечивает опосредованное влияние на формирование образа Я в профессии и жизни [2].
О практической стороне самореализации также говорит в своем исследовании Г.К. Чернявская, которая определяет самореализацию как «осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера в той или иной сфере социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом» [3].
Данные исследования показывают, что при самореализации педагога происходит профессиональный и личностный рост, осознание своих действий, себя в обществе и в профессиональной деятельности.
Иначе говоря, роль самореализации состоит в раскрытии потенциала личности, что будет способствовать профессиональному росту.
В психолого-педагогической интерпретации самореализация личности связывается с внешними (наличие стимулов извне) и внутренними факторами. То есть она не происходит «сама собой», а значит, для процесса ее осуществления требуются подходящие условия.
Одним из таких условий является активное участие педагога в жизни профессионального сообщества. Их в центре творчества создано пять. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам дополнительного образования общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
Следующим важным условием считаем участие педагогов дополнительного образования в профессиональных конкурсах. Конкурсы «Педагог года» и др. являются важнейшим средством творческой самореализации педагогов в профессиональной деятельности и позволяют каждому из них наметить свою траекторию профессионального саморазвития в соответствии с профессиональными и личностными запросами. Цели, потребности, мотивы, интересы являются частью творческой самореализации педагога. Успех творческой деятельности педагога во многом зависит от умения управлять собственным эмоциональным состоянием.
В практике центра творчества широко используется и поддерживается персональная выставка педагогов дополнительного образования по профилю декоративно - прикладного творчества и изобразительного искусства. Практикуются концерты педагогов, работающих с учащимися в рамках художественного профиля. Вызывают интерес у детей и родителей показательные выступления педагогов, организующих занятия объединений по интересам туристско – краеведческого, спортивного и технического профилей. По итогам таких мероприятий педагоги представляются к наградам районного, областного и республиканского уровней, что значительно повышает их статус и стимулирует к саморазвитию и самосовершенствованию.
Хорошим стимулом для самореализации педагогов дополнительного образования является участие их коллективов в международных конкурсах. В этом году танцевальный коллектив Вертелишковской средней школы стал победителем международного фестиваля «Творчество юных» в Сочи, танцевальный коллектив «Эго» Обуховской средней школы три года подряд побеждает на международном конкурсе в Сербии, фольклорный коллектив «Васілёчкі» - на международном конкурсе в Польше. Их победы широко освещаются в районных средствах массовой информации.
Социальное признание получают педагоги, участвующие в инновационных проектах. Например, в реализации проекта республиканского уровня «Внедрение модели формирования социальной успешности учащихся» участвовали двенадцать педагогов дополнительного образования. Профессиональная деятельность педагога таким образом погружена в контекст инновационной образовательной среды, что требует от него повышенного уровня развития способности к личностному и профессиональному росту.
Посредством такой активности педагог получает возможность выйти за рамки программно-определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить социальное подтверждение собственной состоятельности и компетентности.
Литература
1. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
2. Мичурина Е.С. Формирование профессионального самоопределения студентов в условиях непрерывного технического образования: автореф. дис. канд. пед. наук. Кемерово, 1999.
3. Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности: дис. … д-ра филос. наук. СПб., 1994. 263 с.
4. Сергеев Н.К. Подготовка учителя к личностно ориентированной педагогической деятельности (новые аспекты непрерывного педагогического образования) // Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография. Волгоград, 2000.
5. Развитие идей формирования профессионального мастерства учителя в трудах белорусских ученых-педагогов и просветителей : первая треть XX века. Садовская, Инна Ивановна.
6. Светлана Сергейко Самореализация педагога Белоруссии: личностный смысл и направленность http://net.knigi-x.ru/24pedagogika/85740-1-svetlana-sergeyko-samorealizaciya-pedagoga-belorussii-lichnostniy-smisl-napravlennost-koncepciya-mod.php
ИНФОРМАЦИЯ
о работе центра творчества детей и молодежи
в рамках опорной методической площадки
«Создание системы управления развитием дополнительного образования детей и молодежи на уровне региона»
Август 2018
Образовательный процесс в 2017-2018 учебном году рассматривался педагогическим коллективом как практика социокультурного проектирования в контексте образовательного знания, что обеспечило новое содержание дополнительного образования. Социокультурные практики были направлены на обеспечение инновационного характера деятельности педагогического коллектива, повышение качества дополнительного образования детей и молодежи с целью подготовки учащихся к полноценной жизни в обществе и проектированию собственного успешного жизненного пути.
Были созданы организационно-педагогические условия эффективности формирования социальной успешности обучающегося в учреждениях общего среднего и дополнительного образования: дальнейшее развитие получила система ученического самоуправления, организована районная игра «Твой успех», материал которой освещается в специальной группе ВКонтакте. Реализованы проект «Поколение NEXT» и районная программа «Десять добрых дел».
Нацеленность администрации центра на формирование нового педагогического мышления членов коллектива, развитие их творческого потенциала, привитие интереса к исследовательской деятельности, теоретическому осмыслению накопленного опыта потребовали новых подходов к повышению профессионального мастерства методистов и педагогов дополнительного образования, овладению ими определенными технологическими и мотивационными компетенциями. Решению данной задачи в соответствии с единой методической темой «Создание условий для формирования инновационного потенциала педагогического коллектива как фактора повышения качества образования» способствовали современные активные формы работы с педагогами. В практической работе использовались: деловая игра «Развитие профессиональных компетенций педагога как важнейшее условие формирования конкурентоспособной личности учащихся», панорама статус – стратегии «Лидер XXI века: старт уже начат, господа?!», коучинг – сессия («Коучинг как средство повышения компетентности педагогов), кейс – стади: «Как научить учащихся тому, что умеет педагог дополнительного образования?», методический квилт, тренинг умений, вебинар, коучинг – семинар. Это позволило в 2017- 2018 году 213 педагогическим работникам (2016 г. -155) обеспечить успешную организацию социокультурных практик и повысить квалификационную категорию: высшую имеют 18 педагогов (2016 г. – 7), 46 – первую (2016 г. – 22), 19 – вторую (2016 г. – 14). Изучен и обобщен опыт работы 8 педагогов дополнительного образования, изданы материалы. Фольклорному коллективу «Васілечкі», который работает на базе Житомлянской базовой школы, присвоено звание «образцовый», он является победителем республиканского конкурса фольклорных коллективов.
Работали 279 объединений по интересам (на 53 больше) по одиннадцати профилям, в том числе: на базе 21 учреждения общего среднего образования - 230, учреждений культуры и детско – юношеских спортивных школ - 20, по месту жительства – 29. Общий охват учащихся дополнительным образованием вырос с78% до 78,7%.
Центр творчества детей и молодежи стал координатором организации шестого школьного дня в регионе, и обеспечивает его методическое сопровождение. Разработаны рекомендации по формированию воспитательного пространства шестого школьного дня. В субботу на базе учреждений общего среднего образования работали 110 (48 %) объединений по интересам (2017год – 43 %). Тесное сотрудничество со школами и четкое разделение функций предоставили возможность учащимся в шестой школьный день активно проявить себя, свою инициативу в объединениях по интересам, конкурсах, мероприятиях туристического и спортивного направлений. В течение двух лет в субботние дни было проведено 31 районное мероприятие.
Новые подходы к организации шестого школьного дня определил районный творческий инновационный проект «Объединенные улицы». Основная идея проекта: создание системы организации досуга детей и молодежи по месту жительства во второй половине субботнего дня; максимальное использование творческого потенциала детей, их инициатив; реализация в конкретных социально значимых делах активности учащихся, их потребности в самоорганизации.
В полной мере использовались ресурсы и площадкиучреждений общего среднего, дополнительного образования детей и молодежи,учреждений культуры и спорта для самореализации учащихся, выявления и развития их способностей
Заместитель директора А.В.Финогенова
Опыт работы по интеграции дополнительного и общего среднего образования
Опыт работы по организации и развития ученического самоуправления
Эффективность управления развитием дополнительного образования детей и молодежи: итоги 2016 года
Система управления дополнительным образованием детей и молодежи в Гродненском районе получила дальнейшее развитие в 2016 году. Работа в одной команде с учреждениями общего среднего образования создала условия для разработки и реализации инновационного проекта республиканского уровня «Внедрение модели формирования социальной успешности учащихся общего среднего образования». Автор проекта – заведующий учебно-методическим кабинетом центра творчества детей и молодежи Финогенова А.В.. В проекте участвуют Озерская, Коптевская, Обуховская средние школы и СШ №1 г. Скиделя.
Идея проекта:
Организация работы по внедрению модели формирования успешной личности через развитие ученического самоуправления предусматривает предоставление обучающимся возможностей самовыражения с учетом особенностей времени и социокультурной ситуации, с учетом местных гарантий и желаний самих обучающихся в специально созданных организационных условиях; внедрение продуктивных подходов к организации деятельности детско-взрослого сообщества по формированию у обучающихся адекватной самооценки, коммуникабельности, потребности к успеху и самосовершенствованию, готовности выступать лидером в условиях конкуренции.
Новизна проекта:
-определение механизма формирования успешной личности через развитие ученического самоуправления;
-создание в регионе специально организованной конкурентостимулирующей среды;
-разработка механизмов управления и сопровождения деятельности по формированию успешной личности обучающегося через развитие ученического самоуправления;
-развитие воспитательного пространства региона за счет расширения поля разработки и реализации молодежных инициатив;
-освоение учащимися технологий построения собственной жизни в современных экономических и социокультурных условиях.
Готовность педагогического коллектива государственного учреждения образования «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи» к реализации инновационного проекта подтверждается:
-достаточным количеством высококвалифицированных специалистов (64,2 % сотрудников центра имеют высшую и первую квалификационную категорию);
-наличием команды высокомотивированных педагогов, которые готовы к внедрению инновации: 62,4% имеют высокий, 29,6% - средний уровень готовности к инновационной деятельности;
-наличием современной учебно-материальной базы (14 компьютеров, мультимедийная установка, ксероксы, сканеры, выход в Интернет, локальная сеть, медиатека, издательский фонд);
эффективным опытом освоения и использования современных технологий самоуправления: такой опыт имеют 97% педагогических работников;
-наличием эффективного опыта внедрения в практику работы
педагогических и ученических инициатив, различных образовательных и воспитательных проектов, что подтверждено результатами участия в Республиканской выставке передового педагогического опыта (2008г.-два Диплома 1 степени, 2011 г.- Диплом 1 стапени, 2015 г.-два Диплома II степени), умением анализировать и обобщать собственный эффективный опыт.
Цель инновационного проекта: формирование конкурентоспособной личности обучающегося через развитие ученического самоуправления.
В процессе реализации цели инновационного проекта учащиеся будут включены в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучены технологиям построения собственной жизни в экономических и социокультурных условиях. Педагогические коллективы создадут условия для формирования успешной личности обучающегося в образовательном пространстве общего среднего и дополнительного образования через развитие ученического самоуправления, сформируют продуктивный опыт развития качеств успешной личности. Определят механизмы и факторы формирования конкурентоспособной личности обучающихся учреждений образования через развитие ученического самоуправления. В Гродненском районе с помощью технологий самоуправления будет создана специально организованная конкурентостимулирующая среда.
Для учащихся старт реализации проекта дан на VII районном Саммите школьных систем самоуправления «Развитие конкурентоспособного потенциала учащейся молодежи Гродненского района». Во время работы интерактивной проектной сессии «Конкурентоспособная личность в Республике Беларусь: стратегия формирования» на Саммите состоялся диалог молодежи с представителями государственной власти и общественности по вопросам возможности государства и общества для формирования конкурентоспособности и успешности; роли образования в системе формирования качеств конкурентоспособной личности; трудового и жизненного опыта формирования успешности.
Проведенная в рамках Саммита «Панорама статус – стратегии «Молодежь XXI века: шаг в будущее» предусматривала знакомство лидеров школьных систем самоуправления с опытом работы конкурентоспособных предприятий города Гродно и Гродненского района.
Елена Николаевна Лапковская, кандидат филологических наук, доцент и студенты Гродненского государственного университета им. Янки Купалы провели для участников Саммита тренинг «Инновационная стратегия развития личности в Республике Беларусь: через самоуправление к конкурентоспособности».
В свою очередь делегации всех учреждений общего среднего образования в творческой форме представили отчеты о выполнении программы «Десять добрых дел».
С января 2017 года в рамках инновационного проекта дан старт районной игре «Твой успех».
Для педагогов дополнительного и учителей учреждений общего среднего образования проведены семинары – практикумы «Воспитание духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности обучающихся в процессе взаимодействия с семьей», «Развитие познавательного интереса обучающихся к исследовательской деятельности в системе дополнительного образования», мастер - класс «Организация научно-исследовательской деятельности в учреждениях общего среднего и дополнительного образования».
В течение года работала научно-исследовательская площадка для педагогов дополнительного и учителей общего среднего образования. Для педагогических коллективов школ организована творческая мастерская «Топиарий в интерьере». Дистанционное обучение команд-интеллектуалов в рамках Объединенной Районной Лиги Интеллектуальных Команд позволило увеличить их количество.
</article>