ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи», учреждения общего среднего образования, детские и молодежные общественные объединения: грани взаимодействия
Слуцкая Майя Валентиновна, директор ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи»
Система управления развитием дополнительного образования детей и молодежи в Гродненском районе основана на интеграции ресурсов центра творчества детей и молодежи, учреждений общего среднего образования и социальных партнеров.
Главной особенностью интеграции является то, что решением райисполкома все средства, предназначенные для внеклассной работы в школах, переданы центру творчества детей и молодежи. У нас появилась возможность открыть на базе всех школ 285 объединений по интересам (3757 учащихся) различного профиля, что положило начало и в настоящее время является основой взаимодействия с учреждениями общего среднего образования.Дальнейшее развитие социально – воспитательная среда центра творчества получила в период деятельности в качестве опорной методической площадки Национального центра художественного творчества по теме кластерного подхода как управленческого ресурса в системе дополнительного образования детей и молодежи.
Это позволило сформировать воспитательное пространство Гродненского района, сконцентрировать управленческие усилия центра творчества, учреждений общего среднего образования, Гродненского районного исполнительного комитета, предприятий Гродненского района, детских и молодежных общественных объединений на создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и молодежи, формирования у них коммуникативной культуры.
В основе взаимодействия центра творчества с учреждениями общего среднего образования, детскими и молодежными общественными объединениями лежат две модели. Первая модель основывается на равноправном партнерстве центра творчества, школы как государственных образовательных учреждений и детских, молодежных общественных объединений как организаций, имеющих собственную программу развития. Как субъекты партнерства, мы совместно разрабатываем программы и проекты, обогащаем содержание воспитания, Такое партнерство характеризуется динамизмом, демократизмом, автономностью общественных объединений. Как следствие, совместно с Гродненским районным Комитетом ОО «БРСМ» ежегодно проводятся акции «Сад надежды» (посадка деревьев), «Новая жизнь в обмен на крышечки», «Час земли», «Энерго – Бум», «Неделя леса», «Чистый лес». Комитет ОО «БРСМ» также выделяет денежные средства на поощрение победителей районных конкурсов.
Шире используется нами вторая модель. Суть ее заключается в том, что отношения учреждений общего среднего, дополнительного образования и детских, молодежных общественных структур формируются как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической. Общественные объединения здесь выступают компонентом воспитательной системы и находятся в тесной взаимосвязи с ее другими структурами. Взаимодействие субъектов осуществляется на уровне «класс – объединение», «управление и самоуправление». В такой модели куратором детских и молодежных общественных объединений является центр творчества детей и молодежи.
И одна и другая модель взаимодействия играют значимую роль в воспитании гражданской и нравственной позиции учащихся, формировании их коммуникативной компетентности.
Так, в течение трех лет мы совместно реализовали шесть районных проектов. Например, в проекте «Объединенные улицы» (г. Скидель) участвовали три школы, центр работы с детьми и молодежью по месту жительства, Скидельский горисполком и Скидельский городской комитет ОО «БРСМ». Вся практическая деятельность в рамках проекта была направлена на формирование активной гражданской позиции и коммуникативной культуры детей и молодежи.
С января 2022 года центр творчества разработал районный проект «Помним! Гордимся! Наследуем!», который объединил все детские и молодежные общественные объединения района и школы. Подробнее о нем расскажут специалисты центра.
Ярким примером взаимодействия является ассоциация школьных систем самоуправления «СОДРУЖЕСТВО», созданная центром творчества детей и молодежи, участниками которой являются все детские и молодежные общественные объединения. На ежегодном районном саммите ассоциации в качестве делегатов присутствуют лидеры школьных систем самоуправления, заместители директора по воспитательной работе, представители Гродненского районного исполнительного комитета, Совета депутатов, Гродненского районного Совета ОО «БРПО», Гродненского районного Комитета ОО «БРСМ». Все мероприятия во время саммита проходят в форме диалога с руководством райисполкома, личных презентаций лидеров – учащихся, выступлений с программами общественных объединений, творческих представлений. Участниками саммита в 2021 году были начальник главного управления образования Гродненского облисполкома Р.Ю.Абрамчик, председатель областного Совета депутатов Жук И.Г.
Такие мероприятия создают социально – культурную среду, которая формирует высокие патриотические чувства, духовно-нравственную культуру, социальную активность, высокий уровень коммуникативной компетентности, подразумевающей способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Хорошим объединяющим фактором являются районные акции, организованные центром творчества детей и молодежи при поддержке учреждений общего среднего образования. В этом году они приобрели новое звучание. Все волонтерские отряды (186 учащихся) стали участниками акции «Золотая ленточка», которая была направлена на привлечение внимания к проблемам детской онкологии. Пионерские дружины школ стали участниками районной акции пионерских дел «Февраль памяти».
Успешную интеграцию личности в систему общественных отношений на основе сформированных адаптационных и коммуникативных навыков обеспечивают финансируемые центром творчества учебные бизнес – компании, созданные на базе всех учреждений общего среднего образования. Педагогическим коллективом разработаны Методические рекомендации по осуществлению их деятельности, что позволило бизнес – проекту Скидельской средней школы и бизнес – идее Новоселковской базовой школы стать победителями в республике.
Формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации, адаптации и самореализации личности обеспечивает сотрудничество центра творчества, школ, общественных объединений «Школьное лесничество» с Индурским и Скидельским лесничествами. В 2021 году они объединились в Лесную академию, что стало новой ступенью интеграции.
Новым направлением во взаимодействии со школами и детскими, молодежными общественными объединениями стала практика включения их в совместную инновационную деятельность. Первый опыт такой коммуникации состоялся в рамках реализации центром творчества инновационного проекта «Внедрение модели формирования у учащихся социальной успешности через развитие ученического самоуправления». Он был описан в сборнике «Восхождение к успеху: опыт построения эффективной модели формирования социальной успешности учащихся», представлен на Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи» и удостоен Диплома первой степени.
В настоящее время учреждения общего среднего образования, детские и молодежные общественные объединения района являются опорными инновационными площадками центра творчества в реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия с детскими, молодежными общественными объединениями». Опыт будет вам представлен в материалах педагогических работников центра творчества и школ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Программа X Саммита Ассоциации школьных систем самоуправления «СОДРУЖЕСТВО»